?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очередной ностальгический многабуков про первые встречи с любымими книжками.
(0-8 лет)(8-13 лет)(14-17 лет)(17-22)
Большинство книжек, попавшихся мне в студенчестве, нормальные люди читали еще в школе. Но из песни слова не выкинешь.

Это странно, но моя жизнь в "культурной столице" оказалась гораздо менее "культурной", чем в глухой провинции. Конечно, я сама виновата. Хотела бы - могла бы ходить и в театры, и на концерты, и в музеи. Не оправдание, что не нашлось компании; не оправдание, что было интереснее учиться (особенно поначалу :) ); не оправдание, что жили за городом... Из всей "культуры" я тогда предпочитала прогулки - по городу, по окрестностям, и то не злоупотребляла...
Однако книжки всё-таки были. И маньяков-книжников среди студентов было больше, чем маньяков-театралов :).

17. На первом курсе - впервые встретилась "Мастер и Маргарита" :). Самиздатовская, распечатанная на АЦПУ - прыгающие буквы, сшитая книжка формата А4. С первого раза совершенно не впечатлила, а знаменитая "сатира на советскую действительность" вызвала огорчение - ну грех смеяться над убогими... (за это же до сих пор не люблю "Собачье сердце" и прочее-подобное). После "кругового чтения" все-таки удалось увидеть в книге другие "уровни смысла".

18. Тогда же - и в том же самиздатовском дизайне - Стругацкие "Гадкие лебеди". Очень попало в тему. Вовсе не апокалиптическими ("питерскими") дождями (вообще Питер не показался слишком дождливым - во-первых, в аудиториях, как правило, не капало :), а во-вторых, солнце там всё же бывало, и гораздо ярче и радостнее ("и трава зеленее":) ).
Просто тамошние детки очень напоминали моих соучеников. "Именно то, что наиболее естественно, менее всего подобает человеку." Такие у нас были студенты... ну не все, конечно, но общая тенденция, мне показалось :) - ... донельзя рафинированные, погруженные в свои науки... способные пойти гулять босиком под дождем, "потому что так нужно"... или белой ночью вылезти на крышу готовиться к экзамену, и лежать глядя в небо, и чувствовать ход времени... или за неделю до стипендии отдать последние деньги за книжку в "Старой книге" или на "черном рынке"... - это, может, и не "естественно", но "нормально" и ни у кого вопросов не вызывает. (и я такая же, несмотря на всю рациональность. правда, так нужно. у нас говорили "матмех - это уже диагноз"... но я опять о себе :) )

19. На втором курсе появился всё тех же Стругацких "Понедельник начинается в субботу". "Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек - маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова."
Ну и, конечно, - "антураж и колорит" (кстати, термин оттуда же :) ), мир симпатичный и очень знакомый, особенно действующие лица :), тот же Алдан, например...

20. А уже из третьего курса - и те же Стругацкие - "За миллиард лет до конца света". Куда может привести "непрерывное познание неизвестного", в полном соответствии со своим смыслом жизни. Это было на порядок серьёзнее "Понедельника". "...с тех пор все тянутся передо мной глухие кривые окольные тропы..."
...Книжку дали "почитать до завтра". А тут любимый семинар у любимого преподавателя, невероятно артистичного, я всегда следила за ним не отрываясь (алгебра, если кому интересно :)). В парте лежит открытая книжка, я периодически опускаю глаза на страницу и отключаюсь от препода. Наконец он не выдерживает: "Что вы там читаете? Стругацкие небось? (подходит, отбирает книжку.) Ага... что же еще может читать студент матмеха..." Парта была закрытая! Я сидела во втором ряду! С трёх метров увидеть сквозь доску автора книги!!! ...И под взглядами этих людей мы пытаемся списывать на экзаменах! ...книжку отдал-таки после урока. хороший дяденька, понимающий. и не ругал... :)

21. На четвертом курсе подружка достала себе толстого Толкиена :) (в смысле "Властелин колец"). (ссылка, конечно, условная:) ) Самый лучшей перевод(на мой взгляд), вышел в издательстве "Северо-Запад". Он тоже был где-то на первом курсе в самиздатовской версии и странном переводе, но с одного раза не прижился, а теперь прошел по кругу и оказался гораздо лучше:)."Мы не выбираем времена. Мы можем только решать, как жить в те времена, которые выбрали нас." Несколько претенциозно... но правда. 91-й год, к слову. если кто помнит...

22. На пятом курсе ощутимо оживился "книжный рынок","чёрный", конечно (91-92г.). (рынок-то, может, был и раньше, просто мы не ходили? не знали?) Мы протоптали туда тропинку и периодически что-нибудь закупали. (Вначале была потрясена гипотетической возможностью купить всё, чего когда-либо хотелось... но эти ощущения, наверно, помнят все.) А из книжек... лично у меня с тех пор остался Гессе, "Игра в бисер", а у подружки - "Степной волк", она была фанаткой этой книги :). Если Гессе нужна реклама...
По привычкам и настроениям Степной волк близок, конечно; тоска по мещанству находит отклик в условиях общежития (нам бы его "неустроенность"...); но не верится, что сознание человека может настолько определяться бытием. Сначала он чувствует, что всё плохо, и всё хуже и хуже, и видит мрачное и горькое в обыденном, и окончательно решает покончить с собой... а потом ощущение трагичности жизни снимается несколькими уроками танцев, и сложные мысли растворяются от "простых движений"... как-то возникает сомнение, насколько глубоки были трагические переживания... хотя кто знает?
По Игре в бисер... сейчас я понимаю, что в восприятии был существенный неадекват:). И дело даже не в том, что показались странными его представления о математике, а музыка в его описании кажется чем-то столь же нереальным, как собственно "игра стеклянных бус"...
Что можно было понять в ужасах фельетонной эпохи, проживая практически в Касталии?.. перечитала сейчас... сегодняшняя реакция отличается, конечно. " В прочувствованных фельетонах журналисты возвещали близкий конец искусства, науки, языка, со сладострастием самоубийц провозглашали инфляцию понятий и полную деградацию духа в ими же сфабрикованном бумажном мире фельетона и с притворно циническим равнодушием или же в экстазе вакхантов созерцали, как не только искусство, дух, этика, честность, но и Европа, и "весь мир" идут к закату. Среди лучших людей воцарился молчаливо-мрачный, среди худших -- злорадствующий пессимизм, и прежде чем культура вновь обрела способность к реальной самооценке, прежде чем она нашла свое истинное место, должно было быть снесено все отжившее, выработана новая мораль, перекроен весь мир, но к этому пришли лишь после долгой политической борьбы и войн. " ох, как не хочется... но, по Гессе, фельетонная эпоха осталась в прошлом?.. довоенный мир...
а книжка - о сегодняшнем. Воспринималась как сугубо реалистическое произведение, так же как "Понедельник начинается в субботу". Некоторые детали отличаются от привычных, мир чуть другой, но важно отношение к миру и к своему месту в нём. Отдельная песня - отношения учителей и учеников - мне показалось, гораздо более равные, чем те, к которым привыкла (даже первая встреча с Магистром музыки, при подчеркнутом "снизу-вверх"... очень впечатлило). Зацепили "встроенные истории" - да, конечно, жизнь - майя, но разве это повод от нее отказываться? герои так не поступают)))... и постоянно эта неоднозначность, невозможность почувствовать "авторское" отношение - вернее, принципиальное подчеркивание отсутствия ответов... (я, конечно, сама часто пользуюсь такой манерой подачи информации, но я же не нобелевский лауреат!..) и мне никогда не нравился эскапизм и стремление изолироваться, отгородиться - с этой позиции мысли и поступки главного героя совершенно правильны... как можно было его убить? пусть даже не бессмысленно...
Очень понравилась идея универсальности. Я заканчивала обучение в специальности, кажущейся довольно узкой на первый взгляд; даже без общественных наук, отмененных в связи с перестройкой. Хотя отношение к общественным наукам было однозначно отрицательное, после Гессе появилось чувство, что какая-нибудь философия нужна не только как тренировка мозгов на абстрактных идеях, и не только для того, чтобы поддерживать естественные науки, а представляет собой нечто самостоятельное... (не буду дальше умничать, чтобы не усиливать впечатление своей глупости:) ) ...и понимание того, что есть чему учиться, даже окончив все институты - но это больше подсознательно:) ; универсальность всё же не главное для "молодого специалиста", которым я тогда стала. А тема "ухода в мир" была более чем актуальной. Пример Дезиньори... интересен, но его ошибка показалась очевидной... (или моя Касталия была ближе к миру, поэтому было легче?:) но здесь я опять о себе, притом больше сегодняшним взглядом; тогда-то перспективы были абсолютно ясны; а что будет завтра? посмотрим... но это уже частности.) Я скорее за Кнехта, хотя он тоже немножко "недожал". Сложно у них всё, у взрослых.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
intrusa00
Jun. 4th, 2009 08:09 am (UTC)
А что же, всеми любимое "Трудно быть богом" прошло мимо Вас?
buravstakane
Jun. 4th, 2009 08:25 pm (UTC)
Не прошло, конечно... прогрессорство - интересная штука.
" - Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
- Сердце мое полно жалости, - медленно сказал Румата. - Я не могу этого сделать."

- это - да, это понятно. Очевидно, не побоюсь этого слова:).

А вот другой мотив - "...сотни несчастных, объявленных вне закона за то, что они умеют и хотят лечить и учить свой изнуренный болезнями и погрязший в невежестве народ; за то, что они, подобно богам, создают из глины и камня вторую природу для украшения жизни не знающего красоты народа; за то, что они проникают в тайны природы, надеясь поставить эти тайны на службу своему неумелому, запуганному старинной чертовщиной народу... Беззащитные, добрые, непрактичные, далеко обогнавшие свой век..."
- объявления "вне закона" и прочие притеснения - это всё о далеком прошлом, этого у нас в Касталии не было:).

Так что для мировоззрения из "Трудно быть богом" ничего нового не пришло. Скорее уж, интересна эволюция взглядов на прогрессорство, в "Волны гасят ветер". и не менее логичное развитие этой идеи у Лукьяненко:), но это уже сейчас:)
( 2 comments — Leave a comment )